Школа гувернёров

  ГлавнаяПолезная информация → Как подобрать гувернера

      О гувернерах нам не дают забыть  великая русская литература и кинематограф.

     Нам симпатичны гувернеры. Они опрятно и изящно одеты. Они образованны.  

     Они водят детей в Летний сад.

 

                                                    ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГУВЕРНЁРАХ.

Но в чем профессиональная задача гувернера, сегодня не вполне могут объяснить даже те, кто утверждает, что им нужен именно он. Большинство нанимателей относятся к гувернеру как к обычной прислуге. Зачастую на плечи нынешнего гувернера пытаются свалить всю работу по дому, как-то: приготовление пищи не только для ребенка, но и для его родителей, которые поздно приходят с работы; уборку, походы в магазин за продуктами. Специалисты, конечно, советуют нанимать: гувернера и кухарку, гувернера и горничную или всех троих сразу. Потому что единственное поле деятельности гувернера - это ваш ребенок.

Кто такие гувернеры?

Лучший друг отъявленного сорвиголовы, внимательный слушатель секретов маленького фантазера, советчик юного изобретателя, музыкант, сказочник, мастер на все руки. Англичанин с безукоризненными манерами, жизнерадостный француз или сдержанный немец - любой из этих образов, или их собрание в одном лице - не кто иной, как гувернер, современный персонаж, возрождающий культуру и на банальном бытовом уровне позволяющий решать проблему вечной нехватки родительского времени.

Основные требования к гувернеру - это порядочность, воспитанность, доброта, инициативность, разностороннее образование, включая языки и музыку. Поэтому и гувернера лучше выбирать, что называется , “под себя”. Когда гувернер и родители являются единомышленниками в основных вопросах воспитания, то благотворный результат не заставит себя ждать.

Слово “гувернер” французского происхождения. Впервые было употреблено в исторической литературе конца ХVII в. при обращении князя В.В. Голицына к боярам “о необходимости учить своих детей” и приглашать с этой целью польских гувернеров”. Постепенно в обществе мысль о высоком социальном положении связывается с пониманием значения образования.

Детей в те времена начинали учить грамоте в возрасте 4-5 лет, и занимались этим родители. родственники. старшие братья и сестры. Когда ребенку исполнялось 7-8- лет, в дом приглашали учителя.

Официальный статус гувернёрство приобрело в первой половине XIX в. Роль воспитателя, гувернера была велика: дать знания, привить молодым людям чувство избранности, гражданской ответственности, любви к отечеству, полезности людям.

В гувернеры можно было попасть, лишь имея отличный аттестат или хорошую рекомендацию. Несмотря на многие трудности (хотя гувернантки и частные учителя и занимали самую высокую, пятую ступень в “Табели о рангах” домашней прислуги, они, конечно, находились в очень зависимом от своих хозяев положении), многие домашние учительницы достойно несли свой крест.

Достаточно сказать, что многие родители в поисках гувернера для своих чад хотели за мизерную плату заполучить в свой дом гувернера, компаньонку, экономку, няньку, кухарку и домработницу в одном лице.

Главное поле деятельности гувернера - это ребенок, его душа и ум. Причем, для каждого ребенка разрабатывается своя программа и план действия: для одних на первом месте стоит общее развитие и навыки поведения в обществе, для других - подготовка для поступления в престижные школы или в специализированные (музыкальные, художественные и т.д.) учебные заведения.

Кроме передачи подопечному самых различных знаний и навыков, гувернер своей обязанностью считает присматривать и ухаживать за ребенком, как это делает бабушка. Если гувернер появляется у ребенка в 3-4 года, то он должен учитывать главное: именно в этом возрасте человек получает “заряд” перспектив и качеств на всю оставшуюся жизнь. Поэтому задача гувернера - выявить и развить на начальном этапе способности ребенка, те задатки и таланты, которые у него действительно есть, а не те, о которых мечтают родители.

“Как садовник не может из тюльпана сделать незабудку, но только может усовершенствовать тюльпан, сделать его более ярким, пестрым, большим, так и воспитатель может развить и усовершенствовать только то, что есть в природе питомца”, - писал в прошлом веке журнал “Гувернер”. Это романтическое сравнение ничуть не устарело, тем более, если предположить, что между ними и известной фразой из лексикона ХХ века - “Дети - цветы жизни” - существует некоторая связь.

Несмотря на то, что в крупных городах спрос на гувернерские услуги постоянно растет, нет переизбытка хороших нянь и гувернеров, а тем более гувернеров-мужчин. Если же учесть, что большинство людей, пользующихся услугами гувернеров - это люди обеспеченные, представители деловой и интеллектуальной элиты, заботящиеся о воспитании и образовании своих детей, а, значит, и взыскательные при выборе гувернера, то становится очевидным, что самостоятельно пробиться в этой профессии очень трудно. Вот и идут профессиональные педагоги, психологи, логопеды и представители других профессий, рискнувшие попробовать свои силы на столь нелегком поприще, в агентства по подбору персонала для дома. Там, после тщательного отбора по целому ряду критериев (главное, конечно, - образованность, интеллигентность и добропорядочность), остаются единицы. В одном из агентств есть платные курсы, по окончании которых будущим гувернерам выдается диплом. Им преподают основы детской психологии, мнемотехнику (курс по творческому развитию памяти), теорию решения изобретательских задач. Но даже из числа окончивших курсы далеко не все становятся гувернерами.

Столь жесткий отбор объясняется девизом: “Наши воспитанники – это будущая интеллектуальная элита России”. Удастся ли возродить традиции блестящего домашнего образования и воспитания - покажет XXI век.

Что гувернеру делать?

Специалисты готовят гувернеров для воспитания детей от одного до двенадцати лет и считают, что их обязанность - присматривать и ухаживать за ребенком, как это делает бабушка. Гувернер готовит еду и кормит вашего ребенка, одевает его, водит на прогулку, следит, чтобы ничего с ним не случилось. Гувернер готовит с вашим ребенком уроки, водит в школу и забирает из школы, следит, чтобы воротнички были чистыми, а карандаши заточенными, чтобы не терялась спортивная форма и сменная обувь. Он занимается также его развитием сверх школьной программы. Гувернер выбирает для ребенка те занятия, к которым ребенок проявляет повышенный интерес и способности. Гувернер водит ребенка в музеи, на концерты, на уроки рисования, музыки, в бассейн и тому подобное.

И в обязательном порядке гувернер денно и нощно повышает престиж родителей в глазах ребенка. Дитяти внушается тем или иным образом, что у него замечательные родители. Гувернер на всевозможных доступных ребенку примерах демонстрирует прекрасные человеческие качества родителей, даже если эти родители ему отвратительны, - уж такова нелегкая гувернёрская доля. И основа хорошего воспитания, с точки зрения гувернёра, - уважение и почитание родителей.

Какой тон верный в общении с гувернером?

Да, трудно назвать гувернером нынешнюю представительницу этой почтенной специальности в одежде стиля grange. Где милая робость? Где беззащитность? Где три языка, не считая латинского?

Но чего вы хотите? Современные гувернеры произошли из такой же советской семьи, что и вы сами. Но, хотя по образованности они и уступают дореволюционным, высшее образование все же имеют. Поэтому на самом деле изыскивать для общения с гувернером какой-то особый тон вам не придется.

Главное - не подчеркивать перед ребенком подчиненное положение гувернёра. Нельзя делать ему выговоры в присутствии ребенка: вы понизите в глазах ребенка авторитет гувернёра, а от этого вам самим только хуже. Объясните ему, какие занятия ребенка с вашей точки зрения являются для него обязательными. И пусть в дальнейшем этих вопросах гувернер будет главнее вас. Пусть его “нельзя”, касающееся, например, не выученных уроков или дополнительной порции мороженого будет абсолютным. День рождения гувернера, уже ставшей членом семьи, безусловный семейный праздник. Но, конечно же, праздник и в том случае, если гувернер только входит в семью. В любом случае, это вполне нормально - проявлять внимание и делать подарки человеку, который так важен для вашего чада.

Откуда берутся гувернеры?

Все приходит на круги своя, вот вернулась в нашу жизнь и профессия, навевающая воспоминания о тех временах, когда в моде были светские вечеринки и юные красавицы в великолепных шифоновых платьях, стоя у рояля, пели старинные романсы под аккомпанемент застенчивых бледнолицых юношей, когда девицы легко вытанцовывали на балах немыслимые мазурки и кадрили, а молодые повесы сыпали эпиграммами на латыни, когда в русских салонах лилась французская речь, а жены, ожидающие прихода мужей из аглицкого клуба, коротали вечерок за рукоделием. И все-то умели наши предки, все-то они знали: и как варенье на зиму наварить, и какая нынче премьера в Мариинке! А все почему? Потому что сызмальства ребенок получал гармоничное образование, включающее как нянюшкины сказки, так и суровую латынь. Вспомните любое классическое произведение прошлого века - нет-нет, да и промелькнет где-то образ строго гувернера или хорошенькой гувернантки...

Ностальгия ли в нас взыграла иль, действительно, осознание того, что без домашнего образования трудновато будет в престижную гимназию попасть (конкурс-то уже 10-12 человек на место!), а может, и то и другое, но факт остается фактом - речь пойдет о гувернерах нашего времени.

Итак, вы внезапно поняли, что вашему ребенку срочно нужен домашний учитель. Причин для этого может быть великое множество - от желания взрастить гения до насущной необходимости “подтянуть” этого самого начинающего “гения” по математике. Но как найти нужного вам человека? Пожалуй, самое надежное в наш нестабильный век - попросить знакомых, которым вы доверяете, вдруг они уже сталкивались с подобной проблемой и могут вам дать полезные рекомендации. А если нет? Предлагаем вам забыть о частных и газетных объявлениях. Где гарантия, что вы не нарветесь на какого-нибудь “французика из Бордо”, который может оказаться тривиальным наводчиком, да и уровень компетентности такого “гувернера” весьма трудно проверить. Наиболее разумный способ - обратиться в агентство. Конечно, это будет стоить немалых денег: контракт от 250 до 1000 долларов плюс зарплата гувернеру - долларов 300. Но это оправданные траты. Во-первых, вам предоставят именно такого специалиста: хотите балетмейстера со знанием японского языка - пожалуйста, математика, играющего на саксофоне - нет проблем, а может, бонну из Парижа выписать? - только платите.

 Во-вторых, гувернеры от агентств имеют, как правило, две-три, в крайнем случае - одну рекомендацию, а это уже о многом говорит. Вы можете связаться с лицом, давшим положительный отзыв, и подробнейшим образом разузнать всю подноготную того или иного кандидата на роль гувернера в вашем доме.

 В-третьих, как известно, незаменимых людей нет. Эта аксиома напрямую относится к гувернерским агентствам. Если по каким-то причинам приглашенный специалист вас не устраивает, вы можете требовать его замены. И так столько раз, сколько вашей душе угодно. Допустим, единственный, горячо любимый вами и вашим ребенком гувернер внезапно заболел или с ним приключилось нечто такое, что посетить вас и провести необходимые занятия он не в состоянии. В таком случае вы связываетесь с фирмой, и вам опять же присылают, насколько это возможно, равноценную замену.

 Итак, на каком же агентстве остановиться?

Пионером в этой области является “Школа гувернеров”. Пережив многих и многих партнеров по бизнесу, в октябре этого года агентство отметило свое десятилетие. Тогда, осенью 1990 года, молодой бизнесмен с высшим гуманитарным образованием Олег Кильчичаков организовал школу по обучению гувернеров. В течение двух месяцев все желающие, а их было немало, могли освоить азы, на первый взгляд, нехитрого ремесла. Ремесло-то, может, и бесхитростное, да только из выпущенных за эти годы полутора тысяч человек, в агентстве осталось не более ста. Это мужчины и женщины разного возраста - от 25 до 60 лет. Костяк - 30-45 лет. В основном, как ни странно, техническая интеллигенция. Многие из обучившихся получили рекомендательные письма, и нашли себе место в других агентствах или строят свой бизнес самостоятельно. Но оставшаяся “обойма это блестящие специалисты, знатоки своего дела, влюбленные в свой труд, то есть в детей. В первое время они оттачивали свое мастерство в семьях почти бесплатно (в 1991 году час гувернера стоил 5 рублей). Гувернеры проходили своеобразное тестирование прямо на месте, а именно непосредственно в семье. Кое-кто не справлялся: либо их не устраивали условия работы, либо они не устраивали заказчиков. До октября 1992 года договор с клиентом был бесплатным - такова маркетинговая политика агентства - и на это были причины. Сегодня годовой договор стоит 1000 долларов. Это гарантия порядочности и престижности фирмы - и этим все сказано.

Перед подбором гувернера с родителями беседуют от полутора до пяти часов в зависимости от времени, которым они обладают. Благодаря подробному разговору многое проясняется. Подбор гувернера - дело кропотливое. Редко бывает так, чтобы тщательно подобранный специалист не вписался в семью. Но если подобный прецедент имел место быть, то агентство подбирает другого человека до тех пор, пока стороны не будут довольны друг другом.

Гувернер - по сути своей человек самоотверженный. Нужно почти забыть о личной жизни: посему при оформлении контракта о приеме на работу предпочтение отдается либо незамужним/неженатым, бездетным, либо людям, которые взрастили собственных детей и теперь могут применить накопленный опыт на практике. Гувернера можно взять с собой на дачу, за границу, куда хотите ... Естественно, как и в любом правиле, здесь возможны исключения. По утверждению директора Екатерины Косовой, не было случая, чтобы агентство не справлялось - клиенту всегда помогут найти гувернера, отвечающего всем возложенным на него надеждам. В агентстве каждый гувернер имеет как минимум 4-5 письменных рекомендаций с указанием номера телефона давшего ее лица.

Для гувернеров проводят ежемесячные семинары.

Агентство выписывает всевозможные газеты и журналы, касающиеся воспитания детей. Здесь изучают все новейшие методики. В той или иной степени их стараются применять на практике. В офисе агентства на полке можно увидеть раритетное издание энциклопедии “Британника”. Подобную имеют всего 11 жителей Петербурга.

 В основном агентство специализируется на подготовке детей к поступлению в школу, но можно пригласить опытную няню к грудничку. Гувернер незаменим и при обучении различным иностранным языкам, в первую очередь английскому, занятиях музыкой, танцами, рисованием. Агентством налажены тесные связи с различными экскурсионными бюро, музеями, театрами. Возможен выезд за границу, обучение в Европе. Ориентиром является классическое образование. Конечная цель агентства - воспитание интеллектуальной элиты. Агентство  пророчит своим воспитанникам великое будущее. “В конечном счете, мы в ответе за тех, кого приручили”, - философски размышляет она, - мы даем нашим детям прочные знания, их задача - грамотно самореализовываться”.

Доброй традицией в агентстве стали ежегодные балы, которые проходят в лучших дворцах Петербурга: в “Гранд Отель Европа”, в клубах “Олимпия” и “Талеон”, в Шуваловском дворце, в мраморном зале музея Этнографии. Обычно на них присутствуют родители и дети вместе с гувернерами, но частенько бывают и гости. Ребята демонстрируют все, чему они научились благодаря своим наставникам. И здесь вспоминается та салонная атмосфера, о которой мы уже писали в начале статьи. Звучит классическая музыка, декламируются стихи известных поэтов, и даже разыгрываются сцены из полюбившихся произведений. Здесь все сочетается в изысканной гармонии - и стихотворные строки, и удивительная музыка, и иностранная речь...

 Неудивительно, что по окончании бала гости становятся новыми клиентами агентства.

Новая жизнь слова “гувернер”

Мало кто знает, что слова губернатор и гувернер однокоренные. Еще менее известно первое значение корня, давшего жизнь этим словам, - “кормщик”. И наконец, только специалистам известно, что язык, подаривший этот корень человечеству, по сей день загадка для лингвистов. Все, что они могут сказать: “Этот язык не был индоевропейским”.

Иногда, наблюдая за взрослым, умеющим прекрасно ладить с детьми, мы восхищенно говорим: “Какой педагог!” При этом нам и в голов не приходит, как повезло “педагогу”. Нет не взрослому, а именно слову - “педагог”.

Всего две тысячи лет назад для придумавших педагогов греков, такой комплимент явно нес в себе двусмысленность. Педагог - это раб, в обязанности которого входило провожать мальчиков в школу. А раб у греков обычно варвар, ибо как сформулировал Аристотель, они (варвары) рождены, чтобы быть рабами. Чему такой педагог мог научить ребенка, если и по-гречески, то с трудом изъяснялся?

 “Имеют свою судьбу книги”, считал один умный римлянин. Оказывается, не только книги, но и слова. Так что теперь мы совершенно спокойно употребляем “педагога”, как синоним “учителю”.

 Правда, существует одна тонкость. Если нас действительно чему-то научили, мы говорим “учитель”. И никогда - “педагог”. Вспомните школу. В вашем мозгу появится вереница преподавателей, и большая часть из них - “педагоги”. Интересно, что на слово учитель чаще возникает иная ассоциация. И еще чаще тот, кого мы называем учителем, и в школе-то не преподавал.

Это беда нашей, постсоветской школы. Она была придатком системы, а системе, прежде всего, нужны были “винтики”, а не личности. Число личностей в системе всегда должно быть регламентировано. Применительно к школе - не только среди учеников, но, и в первую очередь, среди учителей. Вспомните, кто у нас был “самым великим учителем”? А в Северной Корее? Китае?

Система распадается на наших глазах. Гниет и школа, давно превратившаяся в инкубатор троечников. Неспособные прокормить семью уходят учителя, остаются педагоги - уходить некуда. Ломают голову родители, куда отдавать свое чадо? Некоторые обзванивают престижные лицеи, колледжи, а некоторые решаются дать своему ребенку образование домашнее - нанимают гувернера.

Изучая историю домашнего образования в дореволюционной России, мы о гувернерах ничего хорошего не узнаем. Пушкин, например, предлагал их вообще упразднить. Чуть раньше некий французский посол в нескольких гувернерах-учителях русских недорослей распознал своего кучера, повара и проштрафившегося солдата короля Людовика. “Берем же побродяг и в дом, и по билетам”, - сокрушался грибоедовский Фамусов.

Так что до семнадцатого года слово гувернер не звучало гордо. Баснописец Крылов был домашним наставником князей Голицыных. Но не гувернером. Поэт и переводчик Жуковский воспитывал императора Александра II. Но он не был гувернером. Художник Добужинский учил Набокова на дому. Догадайтесь, назывался ли он гувернером? Но имеют свою судьбу слова. На исходе двадцатого века в России слово “гувернер” наполняется иным содержанием, которого вы пока не найдете ни в одном словаре. Бывшие советские школьники женились и вышли замуж. У них появились дети. И они (дети) стали самым главным в жизни. “Русские,- как пел Стинг, - тоже любят своих детей”. Не только любят, но и стремятся сделать их “самыми, самыми”.

Так и появляется в некоторых домах гувернер-учитель не из педагогов, а из тех, кто считает -чтобы чему-нибудь научить ребенка, надо стать его старшим другом. И дети раскрываются, явно начиная опережать своих сверстников в развитии.

Приятно сознавать, что новым значением “гувернер” обязан Петербургу. Точнее петербуржцу - Олегу Кильчичакову. Удачливый бизнесмен с высшим гуманитарным образованием, оказавшись в нужное время в нужном месте, создал школу гувернеров, и таким образом энергией одного и “петербургской духовностью” и образованностью многих в русский язык вернулось еще одно слово.

“Школа гувернеров” - понятие весьма относительное. Учатся там люди и так весьма образованные. Скорее не они что-то изучают (хотя и этим им приходиться заниматься); скорее их изучают. Отбор жесткий, но тем, кто останется и станет гувернером, можно смело доверить ребенка.

 С другой стороны, давно замечено, что удивительные ученики появляются лишь у замечательных учителей - личностей. Сократ - Платон, Аристотель - Александр Великий, Сенека - Нерон: до бесконечности можно продолжать перечисление подобных пар. В Школе гувернеров учитывают и это: жесткий отбор приводит к тому, что наставниками становятся люди, жизнь, образование и личность которых сами по себе уникальны. Суммируя: гувернеры - штучный товар, а все знают - штучный товар всегда стоит дорого.

Любой штучный товар производится монополистом. Пока лучше, чем на берегах Невы гувернеров не готовят. Можно сказать иначе: “Лучше чем берега Невы гувернеров никто не создает”. Почему так происходит - не ясно. Может и вправду город особенный? Может быть. В любом случае, чем неповторимость Санкт-Петербурга не тема для беседы домашнего наставника-гувернера со своим подопечным?

                                                                  (По материалам публикаций в «Домовом» и «Коммерсанте»).




Создание сайта, поддержка: Студия 239 Rambler's Top100 © Школа гувернеров
Основана в 1990 году
тел: +7 (812) 958-17-29
тел: +7 905 255-23-01
email: 5891729@gmail.com